четверг, 22 февраля 2018 г.

Оставьте брезгливость, съешьте лягушку

Краткаое содержание 
книги Брайана Трейси 
"Оставьте брезгливость, 
съешьте лягушку"
Ля­гуш­ка на та­рел­ке

Ес­ли бы вам при­ходи­лось каж­дое ут­ро пог­ло­щать по жи­вой ля­гуш­ке, пос­ле та­кого зав­тра­ка вы бы зна­ли, что са­мое неп­ри­ят­ное де­ло на се­год­ня по­зади, а все ос­таль­ные де­ла бу­дут нам­но­го лег­че. В спис­ке не­от­ложных за­дач у вас на­вер­ня­ка пря­чет­ся не­мало та­ких “ля­гушек”. Эти “ля­гуш­ки” – важ­ные де­ла, ко­торые вам нуж­но вы­пол­нить, од­на­ко по ка­кой-то при­чине вы все вре­мя от­кла­дыва­ете их в дол­гий ящик. Са­мое вре­мя ра­зоб­рать­ся со все­ми эти­ми де­лами. Как толь­ко вы на­учи­тесь это де­лать, то об­на­ружи­те, что ста­ли го­раз­до ус­пешнее дей­ство­вать во мно­гих дру­гих об­ластях.

Что­бы дос­тичь ус­пе­ха в биз­не­се, вам вов­се не обя­затель­но съ­едать по ля­гуш­ке каж­дое ут­ро. Вмес­то это­го нуж­но на­учить­ся эф­фектив­но ре­шать на­копив­ши­еся проб­ле­мы. Прос­тая ис­ти­на та­кова, что сек­рет про­фес­си­ональ­но­го ус­пе­ха кро­ет­ся в уме­нии сос­ре­дото­чить­ся на ре­шении са­мой важ­ной в дан­ный мо­мент за­дачи. Од­на­ко при всей прос­то­те и эле­мен­тарнос­ти этой ис­ти­ны слож­ности воз­ни­ка­ют в тот мо­мент, ког­да мы на­чина­ем раз­би­рать­ся, ка­кие за­дачи важ­ные, а ка­кие – нет.

От­сутс­твие яс­ности в этом воп­ро­се под­ры­ва­ет эф­фектив­ность лю­бых ва­ших дей­ствий, а ког­да нет дей­ствий, то нет и ус­пе­ха. Боль­шинс­тво лю­дей пе­ри­оди­чес­ки бы­ва­ют пе­рег­ру­жены де­лами, на вы­пол­не­ние ко­торых у них ка­тас­тро­фичес­ки не хва­та­ет вре­мени. Вы­бери­те са­мую боль­шую проб­ле­му – ог­ромную ста­рую ля­гуш­ку, ко­торая по­сели­лась в ва­шем ра­бочем сто­ле, – и без про­мед­ле­ния зай­ми­тесь ее ре­шени­ем. Ус­пешные лю­ди на­учи­лись за­нимать­ся са­мыми важ­ны­ми в дан­ный мо­мент де­лами, не от­вле­ка­ясь ни на ка­кие пос­то­рон­ние за­нятия. Как мож­но вы­рабо­тать это уме­ние? Для это­го тре­бу­ет­ся еще од­на при­выч­ка – к ре­шитель­ным дей­стви­ям. На са­мом де­ле 95 про­цен­тов жиз­ненно­го ус­пе­ха за­висит от на­ших при­вычек. Хо­рошие при­выч­ки по­мога­ют нам жить, а пло­хие ста­новят­ся на­шими злей­ши­ми вра­гами.

Ус­пех – де­ло при­выч­ки

Что­бы вы­рабо­тать при­выч­ку к ус­пешным дей­стви­ям, вам пот­ре­бу­ют­ся три ка­чес­тва. Во-пер­вых, это уме­ние де­лать вы­бор, во-вто­рых, это са­модис­ципли­на и в-треть­их – нас­той­чи­вость. Один из са­мых важ­ных на­выков ус­пешных лю­дей – при­выч­ка из­ла­гать свои мыс­ли на бу­маге. Раз­ве не уди­витель­но, что лишь три про­цен­та взрос­лых бе­рут на се­бя труд пись­мен­но сос­тавлять пе­речень сво­их це­лей и за­дач? Что­бы до­бивать­ся в жиз­ни че­го угод­но, вам не­об­хо­димо на­учить­ся сле­ду­юще­му:

  • Яс­но пред­ста­вить, че­го вы хо­тите до­бить­ся.
  • Из­ло­жить свою цель на бу­маге.
  • Ус­та­новить срок, к ко­торо­му цель дол­жна быть дос­тигну­та.
  • Пе­речис­лить все, что пот­ре­бу­ет­ся для дос­ти­жения це­ли.
  • На ос­но­ве это­го спис­ка сос­та­вить план дей­ствий и рас­ста­вить при­ори­теты.
  • Не­замед­ли­тель­но прис­ту­пить к осу­щест­вле­нию это­го пла­на.
  • Пос­та­рать­ся ежед­невно де­лать хо­тя бы ма­лень­кий ша­жок к осу­щест­вле­нию це­ли.
Пос­ле вы­пол­не­ния всех этих эта­пов дос­ти­жение же­ла­емой це­ли бу­дет за­висеть лишь от ва­шего упорс­тва и нас­той­чи­вос­ти. Хо­тя дей­ство­вать в лю­бом слу­чае луч­ше, чем ни­чего не де­лать, дей­ствия без пред­ва­ритель­но­го пла­ниро­вания, ско­рее все­го, окон­чатся не­уда­чей. При­учи­тесь дей­ство­вать ис­клю­читель­но на ос­но­ве пла­на. Спи­сок це­лей луч­ше сос­тавлять ве­чером, и тог­да ва­ше бес­созна­тель­ное бу­дет ос­мыслять эти це­ли, по­ка вы спи­те. Сос­тавляй­те спи­сок це­лей не толь­ко на сле­ду­ющий день, но и на бли­жай­шие не­делю и ме­сяц. Пом­ни­те о “пра­виле 10/90”: пот­ра­тив 10 про­цен­тов вре­мени на пла­ниро­вание ра­боты над про­ек­том, вы смо­жете го­раз­до эф­фектив­нее ис­поль­зо­вать ос­таль­ные 90 про­цен­тов вре­мени, от­ве­ден­но­го на этот про­ект.

Уп­равле­ние вре­менем и за­кон Па­рето

В 1895 го­ду италь­ян­ский эко­номист Виль­фре­до Па­рето вы­яс­нил, что в ми­ровой эко­номи­ке 80% всех ка­пита­лов при­над­ле­жат 20% лю­дей. Вско­ре он об­на­ружил, что это со­от­но­шение при­мени­мо к лю­бой эко­номи­чес­кой де­ятель­нос­ти. Нап­ри­мер, 20% всех ва­ших уси­лий при­носят 80% ва­шей при­были, а 20% всех ва­ших кли­ен­тов обес­пе­чива­ют 80% ва­ших про­даж. Это уни­вер­саль­ное пра­вило се­год­ня ста­ло из­вес­тно как за­кон Па­рето. Этот за­кон, в час­тнос­ти, оз­на­ча­ет, что ес­ли у вас име­ет­ся спи­сок из де­сяти дел, то вы­пол­не­ние двух дел из это­го спис­ка при­несет вам 80% всей поль­зы, ко­торую вы по­лучи­те, сде­лав все де­ла из спис­ка. Ког­да вы смот­ри­те на спи­сок не­от­ложных дел, у вас на­вер­ня­ка по­яв­ля­ет­ся ис­ку­шение на­чать с вы­пол­не­ния нес­коль­ких са­мых лег­ких из них, что­бы воз­никла внут­ренняя удов­летво­рен­ность сде­лан­ным. Од­на­ко эти нес­коль­ко мел­ких дел, ско­рее все­го, не бу­дут иметь боль­шо­го зна­чения в эко­номи­чес­ком смыс­ле. Имен­но здесь и та­ит­ся глав­ная проб­ле­ма.

С че­го на­чинать? Нель­зя за­бывать, что на­чало – это са­мая тру­до­ем­кая часть вы­пол­не­ния лю­бой за­дачи. Сущ­ность уп­равле­ния вре­менем зак­лю­ча­ет­ся в кон­тро­ле над пос­ле­дова­тель­ностью со­бытий и дей­ствий, ко­торые оп­ре­деля­ют ва­шу жизнь. Эф­фектив­но дей­ству­ющие лю­ди вы­раба­тыва­ют у се­бя при­выч­ку всег­да на­чинать с ре­шения са­мых важ­ных за­дач. Ины­ми сло­вами, они при­вык­ли на­чинать ра­боту со съ­еде­ния ля­гуш­ки, о ко­торой шла речь в на­чале. И мно­гим нра­вит­ся, ка­кова она на вкус.

Мыш­ле­ние в пер­спек­ти­ве

Что­бы пре­ус­петь, на­учи­тесь мыс­лить в дол­госроч­ной пер­спек­ти­ве. Пе­ред тем как на­чинать вы­пол­не­ние за­дачи, за­дай­те се­бе воп­рос о том, что бу­дет, ес­ли вы эту за­дачу не вы­пол­ни­те. Най­ди­те си­лы не ос­та­нав­ли­вать­ся на про­межу­точ­ных ус­пе­хах, что­бы в дол­госроч­ной пер­спек­ти­ве ре­зуль­тат по­лучил­ся еще бо­лее вы­да­ющим­ся. А ког­да вы ви­дите, что вы­пол­не­ние от­дель­ной за­дачи дос­та­вит вам проб­ле­мы в от­да­лен­ной пер­спек­ти­ве, най­ди­те си­лы от­ка­зать­ся от ее вы­пол­не­ния. Как го­ворит спе­ци­алист по лич­ной мо­тива­ции Ден­нис У­эй­тли, не­удач­ни­ки в пер­вую оче­редь стре­мят­ся к то­му, что­бы снять пси­холо­гичес­кое нап­ря­жение, а ус­пешные лю­ди – к то­му, что­бы дос­тичь на­мечен­ных це­лей. Сто­ит об­ра­тить вни­мание на то, что ко­рень сло­ва “мо­тива­ция” – мо­тив. Ины­ми сло­вами, что­бы пре­ус­петь в жиз­ни и ра­боте, вы дол­жны иметь для это­го мощ­ный мо­тив, ко­торый бу­дет под­талки­вать вас к дей­стви­ям.

АБВГД ус­пе­ха

Ме­тод АБВГД по­может вам пра­виль­но рас­ста­вить при­ори­теты в спис­ке за­дач, нас­то­ятель­но тре­бу­ющих ре­шения. Вот как этот ме­тод ра­бота­ет:
  • Сос­тавь­те спи­сок за­дач.
  • Пос­тавь­те про­тив каж­дой за­дачи бук­вы A, Б, В, Г и Д.
  • Вы­пол­няй­те эти за­дачи в ал­фа­вит­ном по­ряд­ке.
Бук­вой А от­ме­чай­те за­дачу, ко­торую не­об­хо­димо вы­пол­нить как мож­но ско­рее, ина­че воз­никнут боль­шие проб­ле­мы. Бук­ва Б – это за­дачи, вы­пол­не­ние ко­торых столь же нас­то­ятель­но, как и за­дач А, од­на­ко не­гатив­ные пос­ледс­твия их не­выпол­не­ния в срок зна­читель­но сла­бее. Бук­вой В обоз­на­ча­ют­ся за­дачи, не­выпол­не­ние ко­торых не вле­чет ни­каких не­гатив­ных пос­ледс­твий, но ко­торые все рав­но же­латель­но вы­пол­нить. Вы­пол­не­ние за­дач Г луч­ше по­ручить ко­му-ни­будь дру­гому, что­бы ос­во­бодить свое вре­мя для ре­шения проб­лем, за­нимать­ся ко­торы­ми мо­жете толь­ко вы. За­дачи Д мож­но сме­ло уда­лить из спис­ка те­кущих дел нав­сегда. Ког­да-то они бы­ли важ­ны, но те­перь по­теря­ли свое зна­чение. В спис­ке мо­жет ока­зать­ся сра­зу нес­коль­ко дел, по­мечен­ных бук­вой А. В этом слу­чае прос­то прис­вой­те им по­ряд­ко­вый но­мер: A-1, A-2, A-3 и так да­лее. На­чав ре­гуляр­но ис­поль­зо­вать ме­тод АБВГД, вы уди­витесь, нас­коль­ко мощ­ное по­зитив­ное воз­дей­ствие он ока­жет на ва­шу жизнь и ра­боту.

Об­ласти осо­бого вни­мания

За­думы­вались ли вы ког­да-ни­будь о том, по­чему вам пла­тят зар­пла­ту? Боль­шинс­тво лю­дей не зна­ют точ­но­го от­ве­та на этот воп­рос. Оче­вид­но, вас на­няли, что­бы ва­ша ра­бота при­носи­ла кон­крет­ную поль­зу. В боль­шинс­тве слу­ча­ев мож­но вы­делить нес­коль­ко ка­тего­рий ре­зуль­та­тов, ко­торых дос­ти­га­ет че­ловек, вы­пол­няя свои про­фес­си­ональ­ные обя­зан­ности. Вы­дели­те эти ка­тего­рии ре­зуль­та­тов в сво­ей ра­боте, что­бы уви­деть, в ка­ких об­ластях не­об­хо­димо при­лагать ос­новные уси­лия для про­фес­си­ональ­но­го ус­пе­ха. Нап­ри­мер, ре­зуль­та­ты ра­боты ме­нед­же­ра по про­дажам в лю­бой ком­па­нии мож­но раз­бить на сле­ду­ющие ка­тего­рии:
  • Пла­ниро­вание.
  • Про­веде­ние пре­зен­та­ций про­дук­ции.
  • Зак­лю­чение сде­лок.
  • Об­слу­жива­ние кли­ен­тов.
  • Вы­пол­не­ние ад­ми­нис­тра­тив­ных обя­зан­ностей и ве­дение от­четнос­ти.
Вы­яс­нив, ка­кие ре­зуль­та­ты ра­боты на­ибо­лее важ­ны для ва­шего про­фес­си­ональ­но­го рос­та, нап­равь­те на их дос­ти­жение все име­ющи­еся ре­сур­сы. Оце­ните свои ус­пе­хи в дос­ти­жении каж­до­го из этих ре­зуль­та­тов. Ре­зуль­тат ра­боты, с дос­ти­жени­ем ко­торо­го де­ло у вас об­сто­ит ху­же все­го, – это по­толок, не поз­во­ля­ющий раз­ви­вать и со­вер­шенс­тво­вать дру­гие важ­ные про­фес­си­ональ­ные на­выки. Нап­ри­мер, ме­нед­жер, ко­торый не уме­ет де­леги­ровать пол­но­мочия сво­им под­чи­нен­ным, ра­но или поз­дно об­на­ружит, что этот не­дос­та­ток ока­зыва­ет не­гатив­ное вли­яние на все ос­таль­ные про­фес­си­ональ­ные на­выки. Об­ласть на­имень­ших ус­пе­хов иг­ра­ет роль сво­еоб­разно­го яко­ря, ко­торый дер­жит вас на од­ном мес­те, не поз­во­ляя раз­ви­вать цен­ные на­выки и уме­ния.

Од­на­ко ес­ли вы при­ложи­те уси­лия к то­му, что­бы зна­читель­но по­высить ре­зуль­та­тив­ность в этой клю­чевой об­ласти ра­боты, то у вас по­лучит­ся по­высить про­из­во­дитель­ность сво­ей ра­боты в це­лом. У каж­до­го че­лове­ка есть свои сла­бые мес­та и не­дос­татки. Оп­ре­дели­те, ка­кие сла­бые мес­та есть у вас, и по­рабо­тай­те над ни­ми. По­раз­мысли­те над сле­ду­ющим воп­ро­сом: “Ка­кой из мо­их на­выков ока­жет са­мое мощ­ное воз­дей­ствие на мою жизнь и карь­еру, ес­ли я при­ложу си­лы к его раз­ви­тию?” Мо­жет быть, вам сто­ит по­луч­ше изу­чить сов­ре­мен­ные ин­форма­ци­он­ные тех­но­логии или вы­учить инос­тран­ный язык? Нет та­кого на­выка или уме­ния, ко­торым нель­зя бы­ло бы ов­ла­деть, – прос­то вы­бери­те об­ласть, в ко­торой вы на­мере­ны со­вер­шенс­тво­вать­ся, и прис­ту­пай­те к де­лу.

Прин­цип вы­нуж­денной про­дук­тивнос­ти

Вам на­вер­ня­ка не нра­вит­ся не­об­хо­димость ра­ботать че­рез си­лу. Прин­цип вы­нуж­денной эф­фектив­ности свя­зан с из­вес­тным пра­вилом о том, что лю­бая ра­бота стре­мит­ся за­пол­нить все от­ве­ден­ное на нее вре­мя. Ес­ли у вас на вы­пол­не­ние ра­боты есть два дня, то вы пот­ра­тите на ее вы­пол­не­ние все эти два дня (ес­ли не боль­ше). Од­на­ко вер­на и об­ратная сто­рона это­го пра­вила: ес­ли у вас есть толь­ко один день на вы­пол­не­ние ра­боты, ко­торая обыч­но за­нима­ет два дня, то ка­ким-то об­ра­зом ее уда­ет­ся вы­пол­нить и за один день. Од­но из следс­твий из прин­ци­па вы­нуж­денной эф­фектив­ности гла­сит о том, что у вас ни­ког­да нет вре­мени на вы­пол­не­ние всех дел, ко­торые нуж­но сде­лать. Что­бы спра­вить­ся с этим пе­чаль­ным об­сто­ятель­ством, ре­гуляр­но за­давай­те се­бе сле­ду­ющие три воп­ро­са:
  • Ка­кое из дел, ко­торы­ми мне нуж­но за­нять­ся, име­ет са­мое боль­шое зна­чение?
  • Ка­кое из этих дел мо­гу вы­пол­нить толь­ко я и ник­то дру­гой?
  • Как в дан­ный мо­мент на­илуч­шим об­ра­зом рас­по­рядить­ся сво­им вре­менем?
От­ве­ты на эти воп­ро­сы бу­дут под­ска­зывать вам, как луч­ше все­го уп­равлять сво­им вре­менем. Как го­ворил Ге­те, “нель­зя до­пус­тить, что­бы са­мые важ­ные ве­щи в на­шей жиз­ни за­висе­ли от ве­щей, не име­ющих во­об­ще ни­какой важ­ности”.

Вы­яв­ле­ние ог­ра­ничи­ва­ющих фак­то­ров

Пе­ред ва­ми сто­ят чет­кие це­ли, од­на­ко вы их до сих пор не дос­тигли? Что же вам ме­ша­ет? От­вет на этот воп­рос приб­ли­зит вас к ус­пе­ху. Су­щес­тву­ют фак­то­ры, ко­торые ог­ра­ничи­ва­ют ва­ши уси­лия. Ва­ша за­дача – по­нять, ка­кие из этих фак­то­ров ос­новные. Как толь­ко вы об­на­ружи­те, что вас сдер­жи­ва­ет силь­нее все­го, вы смо­жете го­раз­до ус­пешнее кон­тро­лиро­вать всю ос­таль­ную ра­боту. По за­кону Па­рето, при­чиной 80 про­цен­тов всех ва­ших проб­лем яв­ля­ют­ся 20 про­цен­тов пре­пятс­твий, на ко­торые вы на­тыка­етесь. Ка­кое из этих пре­пятс­твий нуж­но ус­тра­нить пер­вым? Что внут­ри вас ме­ша­ет вам ра­ботать эф­фектив­нее? Ни­ког­да не об­ви­няй­те дру­гих – бе­рите на се­бя от­ветс­твен­ность за свои дей­ствия.

Как стать сво­им собс­твен­ным ли­дером

Лю­бые пе­реме­ны да­ют­ся че­лове­ку неп­росто. Что­бы рез­ко по­высить эф­фектив­ность сво­ей ра­боты, вам сле­ду­ет за­ручить­ся под­дер­жкой глав­но­го ми­рово­го ли­дера в ли­це вас са­мих. Для это­го ру­ководс­твуй­тесь сле­ду­ющи­ми прин­ци­пами:
  • Всег­да ос­та­вай­тесь оп­ти­мис­том. Ког­да вы при­вык­не­те опи­рать­ся на са­мого се­бя, у вас боль­ше не бу­дет рос­ко­ши жа­ловать­ся на жизнь или ждать вдох­но­вения. По­зитив­но ре­аги­руй­те на сло­ва и пос­тупки дру­гих лю­дей. Дви­гай­тесь ус­той­чи­вым кур­сом, не сво­рачи­вая с пу­ти под на­пором бес­числен­ных пов­седнев­ных проб­лем.
  • Смот­ри­те на се­бя в по­зитив­ном све­те. Ре­гуляр­но го­вори­те се­бе: “Мне нра­вит­ся, как я пос­ту­паю”, да­вая се­бе пси­холо­гичес­кую ус­та­нов­ку на ус­пех.
  • Будь­те жиз­не­радос­тным че­лове­ком. Оп­ти­мис­ты счи­та­ют, что смысл проб­лем сос­то­ит не в том, что­бы зат­руднить жизнь, а в том, что­бы на­учить вас их пре­одо­левать.
  • Ви­зу­али­зируй­те свои це­ли. Пред­ставь­те, что же­ла­емая цель уже дос­тигну­та.
“Съ­есть ля­гуш­ку” оз­на­ча­ет на­учить­ся прис­ту­пать к де­лу, сра­зу бе­рясь за са­мую труд­ную его часть. От­ло­жите де­ла, ко­торые не име­ют для вас боль­шо­го зна­чения. Слож­ные за­дачи раз­би­вай­те на се­рию прос­тых для вы­пол­не­ния эта­пов. Не за­бывай­те о том, что глав­ный ре­цепт ус­пе­ха как в жиз­ни, так и в биз­не­се – каж­дый день съ­едать по ля­гуш­ке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий