Краткое содержание книги
Максима Дорофеева
"Джедайские техники"
1 КАК МЫ УСТРОЕНЫ?
1. В нашей голове есть два человека-типа поведения: обезьянка сиюминутного удовольствия и рациональный тип.
2. Основную часть времени человеком управляет обезьянка, не смотрящая в будущее и желабщпяя лишь исполнение своих сиюминутных потребностей.
3. Рациональный тип берет на себя управления лишь когда приходит панический монстр; делает всю работу в кратчайший срок.
2 БЫСТРОЕ И МЕДЛЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ.
1. Система 1 — быстрая, глуповатая, решает рутинные задачи, требует мало мыслетоплива.
2. Система 2 — медленная, умная, решает сложные, креативные задачи, долгосрочная память, требует очень много мыслетоплива.
3. Рабочая память — место хранения задач, краткосрочная память. Беспорядок в ней также сильно снижает количество мыслетоплива.
* Помимо мыслетоплива на решение задач также влияет мотивация/желание/драйв.
3 КАК С ЭТИМ ЖИТЬ?
💡 В любой непонятной ситуации - думай 💡
1. Двое близнецов, отдающих одинаковой работе равное количество времени достигают разных результатов. Следовательно из двух наших главных ресурсов: время и мыслетопливо, нам не хватает именно последнего.
2. Симтомы неэкономного мышления:
◽ я креативный и разносторонне развитый (идеи скачут в голове и лишь захламляют рабочую память)
◽ эффект дырявого стека (игнорировать приоритеты и решать проблемы по мере их поступления, не успевая закончить прошлые)
◽нелинейная зависимость длительности от сложности (задача в 1 человекочас уходит час, в 2 — 2, в 4 — день, 8 — неделя, 40 — никогда; выход — разбивать на короткие подзадачи)
◽неэкономия масштаба (наличие одной нерешённой задачи резко снижает продуктивность)
◽бракованный день (наличие в середине дня короткой неотложной встречи рушит весь день, т.к. человек считает, что остальные дела невозможно поделить на подзадачи)
◽мыслительный процесс коровы (человеку свойственно жить либо в прошлом либо в будущем).
4 ПРАКТИКИ ЭКОНОМИИ МЫСЛЕТОПЛИВА.
1. Цикл «Обезьяна - Дао»
Думать ➡ Пополнить список задач ➡ Делать ➡ Думать
или
Думать ➡ Правило двух минут ➡ Думать
2. Регулярно восстанавливаться (стресс закаляет человека только при условии последующего отдыха)
3. Разгружать рабочую память (метод созерцания точки — записывать все, что отвлекает вас от концентрации на предмете + анализ)
4. Регулярно очищать инбоксы (разбивать поступающие задачи на «нутриены» и распределять их по спискам: задачи, проекты, информация, встречи)
5. Правильно формулировать задачи (максимально подробно излагать суть задачи)
6. Использовать внешние хранители (список задач + список проектов + календарь + список справочной информации)
7. Регулярный обзор системы
🔹еженедельно: проверять чистоту инбоксов, все ли задачи действительно нужно сделать?, пересмотреть список проектов, есть ли ещё задачи, обязательные к выполнению на новой неделе?, просмотреть календарь - 15 мин.
🔹ежедневно: просмотреть выполненное, просмотреть невыполненное, сделать список на завтра, переформулировать просроченные задания - 10 мин
🔹спонтанно - 2-5 мин
8. Уменьшение вредных переключений (отказ от многозадачности)
9. Отключить оповещения (оставить лишь телефон и СМС)
10. Убрать семечки со стола (уменьшить трату времени в интернете и приложениях, внести больше осознанности, "есть левой рукой")
11. Работать «помидорками» (решить, что делать до постановки таймера, после звонка сразу закончить работу)
5 ПРОДВИНУТЫЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ
1. Работа с проектами
🔸Четкое разграничение проекта, дела и образа жизни
🔸Четкое разграничение проекта и списка задач
🔸Метод рационального фланера (пересмотр плана по мере продвижения)
🔸 Подход к выполнению проектов Тойоты (видение конечного результата + ближайшее целевое состояние + шаг для списка задач, понятный обезьянке)
🔸Метод минимального приемлемого результата (сначала сделать кое-как — 20%, потом только дополнять остальными 80%)
🔸Техника бредогенерации (сфокусированное мышление ➡ диффузное — Что? Что ещё? Чтобы что? Как ещё? Кому и для чего? А не то..? И что?)
🔸Правила построения планов (1. заложить буфер 2. не использовать буфер заранее - сразу приступать к работе)
2. Пересмотр планов
◾Концепция пружины (Существую задачи типа “должно быть", "ублажители", "больше-лучше", "нейтральные", "репрессивные" — с утра нужно посвящать 20-40 м. на "ублажителей", т.к. задачи "должно быть" к прогрессу не приводят)
◾Техника «Чтобы что?» (задавать этот вопрос на каждую задачу в списке и приходить таким образом к своим "хотелкам")
◾Закон хомячка «Кто не роет, у того нет норки» (следствие: рытьё может не приводить к появлению норок, но нерытье точно приводит к их отсутствию)
3. Цифры и метрики
🔽«Наиболее важные факторы, необходимые для управления любой организацией, как правило, неизвестны и количественно неопределимы.» — Эдвардс Деминг
🔽Эффект гориллы (зацикленности не даёт замечать лучшие варианты)
🔽Не все минуты одинаково полезны ( Вася-час ≠ Коля-час, Утро-час ≠ Вечер-час)
🔽Закон впихивания (При попытке впихнуть невпихиваемое выпихивается ранее впихнутое и уменьшается предел впихиваемости.)
🔽Сила флуктуаций (отклонений от среднего количества мозговаттчасов) (➡одураченность случайностью ➡ регрессия к среднему)
6 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ШАБЛОННЫЕ РЕШЕНИЯ
1. Экономия масштаба (обработать 100 писем за раз легче чем по частям)
2. Список фильмов/книг/статей (зачем мне читать эту книгу? кто мне ее посоветовал? что в ней полезного для меня?)
3. Инкубация идей (создать задачу в списке дел по просмотру и анализу ваших идей в виде списка в течении 10 мин.) прим. обработать список нужно с конца
4. «Шкаф-балкон-дача» (списки инкубаторов идей по с разной частотой пересмотра)
5. Отказ от «прочитано»/«непрочитано» (➡ «обработано»/«прочитано»
6. Чек-листы (для повторяющихся минипроектов)
7. Доза мелкой фигни (создать отдельный список и задачу в списке дел «разобрать фигню из списка за 20 мин» и работать над ней за 1 помодоро)
8. «Отработано» (заменить множество папок в почте на одну папку)
9. Зависимость от новостей/форумов/соц. сетей (добавить 1-2-3 задачи в список дел «10 мин. на чтение новостей»)
7 ЧЕГО ОБЫЧНО ОПАСАЮТСЯ ЛЮДИ?
1. Не превращусь ли я в биоробота? (четкий план даёт возможность в освободившееся время проявить креатив и спонтанность)
2. А что делать, если я не смогу заставить себя следовать этой методике? (попробовать неделю над одним личным проектом и почувствовать каково это — быть продуктивным)
3. Что делать, если у меня не будет хватать времени на все это? (выполнение правил из этой книги сохраняет и время и мыслетопливо)
4. А что делать, если у меня на работе случится завал или я уеду в отпуск? (сохранять спокойствие/ иногда от системы можно и нужно отказаться)
5. Что делать, если мой компьютер/смартфон сломается и мой аккаунт взломают? (с помощью техник разгрузки рабочей памяти восстановить большую часть потерянной информации)
8 ЧЕГО НА САМОМ ДЕЛЕ СТОИТ ОПАСАТЬСЯ?
1. Попытки сделать всю работу перед тем, как заняться собой — нарушение принципа кислородной маски. (сначала маску на себя, потом на ребенка — сначала порядок в личной жизни, потом в работе)
2. Путаем «сложно» или «неэффективно» с «невозможно» (начать "неудобно" и "сложно", но хотя бы начать)
3. Леность мышления под маской экономии времени (человек не хочет думать, но без этого никуда, у лени большая процентная ставка за кредит)
4. Забиваем на обзоры — еженедельный обзор + помидорная техника (не переходит грань в один помодоро, лучше сделать несколько задач на неделю)
5. Зачем записывать, лучше я быстро сделаю — бонус к ощущению важности (задачи в фокусе нашего внимание получают бонус к ощущению влажности, пропорционально степени нашей внутренней тревоги ➡ записывать абсолютно все задачи)
6. Страх свободного времени (всегда знать, чему посвятить свободное время, так конкретно, как и рабочую задачу)
7. Я столько всего не сделал! (техника вопросов «Чтоьы что?»)
8. Перегруз мозга (за продуктивным днём идеи день простоя, это нормально)
9. В списке задач отсутствуют личные задачи (личные задачи уничтожают возможность такой ситуации: награда за работу — ещё чуть-чуть работы)
10. Неявные списки задач (недоверие к списку задач убивает его суть)
11. Отсутствие любимого дела за пределами офиса (оно должно быть, без этого никак)
12. Мой босс — трудоголик (после выполненного списка задача ни в коем случае не нужно продолжать работать - нужно начать заниматься личными делами)
13. Эффект фиксации (некоторые глобальные дела или с длительным сроком ожидания могут не давать нам работать ➡ сделать похожую, но более лёгкую задачу)
Комментариев нет:
Отправить комментарий